Символом Флоренции — столицы Тосканы является кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре или же в переводе «Собор Святой Марии в цветах». Как и другие грандиозные и величественные сооружения, этот собор строился не один десяток лет. Его строительство началось в 1296 г., а основные работы завершились почти через 150 лет — в 1436 году. Окончательно же он был достроен и приобрел современный вид спустя шесть веков — в 1887 г.
Новый кафедральный собор был возведен на месте прежнего — Санта Репарата, который перестал вмещать верующих города: население Флоренции стремительно увеличивалось. Кроме того, Санта Репарата простоял уже 9 веков и грозил обрушиться.
На строительство нового собора средств не жалели — по красоте и размаху он должен был превзойти все кафедральные соборы Тосканы.
Средний неф Санта-Мария-дель-Фьоре расположился на месте старого собора. Во время строительства здесь была обнаружена урна с останками Св. Зиновия Флорентийского, которая сейчас находится в крипте собора.
Всего собор имеет три нефа шириной 38 м каждый, два трансепта, благодаря чему в плане он имеет форму латинского креста, и примыкающую к нему полукруглую апсиду.
Площадь собора — 8300 кв. м, его длина — 153 м, высота вместе с крестом — 114 м. Население Флоренции к концу XIII в. составляло 90 тыс. человек, поэтому планировалось, чтобы он мог вместить максимальное количество людей, пришедших на церковную службу. И цель была достигнута: благодаря планировке одновременно на проповеди в соборе могли присутствовать 30 тыс. человек. Задумка удалась: в те времена, в 1436 г., Санта-Мария-дель-Фьоре был крупнейшим в Европе.
Кто же был автором проекта? Начинал строительство Арнольфо ди Камбио — итальянский архитектор, заложивший фундамент и под колокольню собора — кампанилу Джотто. Однако поскольку проект был долгосрочный, то в нем участвовали 6 архитекторов.
После смерти Арнольфо строительство на 30 лет приостановилось, затем его продолжили Джотто ди Бондоне, Франческо Таленти и еще четыре архитектора. Напавшая на Флоренцию «черная смерть» — чума также поспособствовала задержке строительства.
Купол Санта-Мария-дель-Фьоре, представляющий собой 8-гранный стрельчатый свод, проектировал Филиппо Брунеллески. Это было сложнейшая задача — нужны были специальные машины и приспособления, позволяющие поднять купол, весящий 37 тыс. тонн, наверх и работать на высоте. Тогда подобной практики еще не было. Брунеллески предложил выполнить купол из «долек», скрепленных вверху архитектурным фонарем — латерной. Готовый купол был освящен самим Папой Римским Евгением IV.
Стены собора облицованы плитами из зеленого, розового и белого мрамора — такого же, что и кампанила Джотто. Фасад же собора закончили в конце XIX в.
В целом Санта-Мария-дель-Фьоре выполнен в архитектурном стиле кватроченто (в переводе с итальянского — тысяча четыреста) — стиле, характерном для периода раннего Возрождения с элементами готики.
Интерьер собора намного скромнее его внешнего вида. Это объясняется тем, что в соборе читал проповеди Джироламо Савонарола — монах-реформатор конца XV века. Савонарола ратовал за скромность, воздержание и аскетичный образ жизни и не выносил роскоши, излишеств и пышности. Некоторое время он пользовался большим влиянием в обществе, поэтому все, что могло его возмутить, было убрано из собора.
Тем не менее, мы можем любоваться 44 витражами, которые заполняют пространство арок в трансептах и нефах. Они посвящены житию и деяниям святых мучеников и Христа.
Купол собора расписывали известные итальянские живописцы Джорджио Вазари и Федерико Цуккаро. Роспись состоит из нескольких ярусов: в первом мы видим грешников, совершивших смертельный грех, на Страшном суде, жителей ада, где царствует антихрист. В верхних ярусах — ангелы, святые и наконец Богоматерь и Христос как антагонист антихриста.
На стенах собора сохранились и фрески XV в., а также бюсты философа-гуманиста Марсилио Фичино, скульптора Брунеллески и др.
Стоит обратить внимание на часы, созданные живописцем Паоло Учелло 1443 г. Они и доныне показывают правильное время. Но главная их особенность в том, что их стрелки движутся справа налево. Собор известен и тем, что в 1478 г. здесь было совершено покушение на Лоренцо Медичи по прозвищу Великолепный, которого называли крестным отцом итальянского Возрождения. При этом погиб его брат Джулиан.
В комплекс собора входит Музей Дуомо, здание которого когда-то служило мастерской Брунеллески, а также крипта, где погребены Джотто и Брунеллески, и стоящий отдельно баптистерий — помещение для крещения. В музей были перемещены скульптуры с колокольни Джотто, чтобы уберечь их от разрушительной силы времени, здесь же находятся рисунки, чертежи и макеты архитекторов собора и колокольни, старинные церковные хоры, с которых пели певчие.
Полезная информация
Где находится
Адрес собора Санта-Мария-дель-Фьоре следующий: Piazza del Duomo, Флоренция, Италия.
Как добраться до собора Санта-Мария-дель-Фьоре
Собор находится на главной площади Флоренции — Piazza del Duomo. Красный купол собора диаметром 42 м и высотой 90 м служит прекрасным ориентиром: его видно из любой точки города.
Стоимость входного билета
Чтобы попасть в сам кафедральный собор, платить не нужно. Однако плата берется за подъем на смотровую площадку (6 евро) и вход в музей (6 евро). Билет «все включено» с возможностью осмотреть все здания, входящие в комплекс, и подняться на колокольню Джотто, стоит 10 евро.