Статуя, официально именуемая Свобода, освещающая мир (Liberty Enlightening the World). Памятник, который был подарен французским народом Соединенным Штатам Америки в 1886 году в ознаменование столетия дня независимости. Без сомнения, это главная достопримечательность Нью-Йорка. Установленный на острове Свободы, памятник приветствует туристов, иммигрантов и американцев, возвращающихся из путешествия морем.
Покрытая медью статуя, была открытая в торжественной обстановке 28 октября 1886 года, воздвигнута в ознаменование столетия подписания Декларации Независимости Соединенных Штатов и была подарена Соединенным Штатам Францией, символизируя дружбу между этими двумя странами, установившуюся во время Войны за независимость.
Скульптор статуи — Фредерик Огюст Бартольди, и он получил патент США на ее исполнение. Морис Коэхлин — главный инженер инженерно-технической компании Густава Эйфеля и конструктор Эйфелевой башни — сконструировал внутреннюю структуру. Юджин Вайолет-ле-Дюк был инициатором выбора меди для конструкции статуи и применения техники барельефа на металле, при которой деформируемый в холодном состоянии металл чеканится по обратной стороне.
Статуя представляет собой одетую женщину, держащую факел в поднятой правой руке, а в левой руке — табличку, на которой сделана надпись «IV июля MDCCLXXVI», римские цифры, обозначающие дату обретения независимости США, — 4 июля 1776 г. Статуя выполнена со сплошной наружной оболочкой из чистой меди, держащейся на каркасе из стали (изначально пудлинговой стали), за исключением пламени факела, которое покрыто сусальным золотом (изначально выполнено из меди, а позже переделано, чтобы удерживать оконные стекла).
Статуя стоит на вершине квадратного пьедестала из каменной кладки с основанием в форме неправильной одиннадцатиконечной звезды. Сама статуя — 46 м высотой, но с пьедесталом и основанием — 93 м высотой. Во всем мире Статуя Свободы — одно из наиболее узнаваемых изображений Соединенных Штатов. Визуально кажется, что Статуя Свободы черпает вдохновение в рисунках Санкарлоуна или у Колосса Родосского. Статуя — центральная часть Национального памятника Статуя Свободы, находящегося под управлением Службы национальных парков (National Park Service).
Символика
Классический внешний вид (римская стола, сандалии, выражение лица) унаследован от Либертас, древнеримской богини свободы от рабства, угнетения и тирании. Ее приподнятая правая ступня находится в движении. Этот символ Свободы и Независимости не стоит неподвижно или навытяжку в порту, он движется вперед, в то время как ее левая ступня попирает разбитые оковы у ее ног, символизируя стремление Соединенных Штатов быть свободными от угнетения и тирании.
С 1940-х годов было провозглашено, что семь зубцов на короне олицетворяют семь морей и семь континентов. Ее факел предвещает просвещение. Табличка в ее руке представляет знание и указывает дату подписания Декларации Независимости Соединенных Штатов римскими цифрами — IV июля MDCCLXXVI.
Общий внешний вид головы статуи приближается к греческому богу солнца Аполллону или римскому богу солнца Гелиосу в том виде, в котором он сохранился на древней мраморной табличке, — Аполлон был представлен как солнечное божество, одетое в подобное широкое одеяние и с «лучистым венцом» на голове с семью остроконечными зубцами солнечных лучей Гелиоса-Аполлона, подобно нимбу или ореолу Статуи.
Древний Колосс Родосский, одно из Семи Чудес Древнего мира, был статуей Гелиоса в «лучистом венце». Колосс упоминается в 1883 сонете Эммы Лазарус «Новый Колосс». Стихотворение Лазарус было позже выгравировано на бронзовой табличке и установлено на возвышении внутри Статуи Свободы в 1903 году. Статуя, также известная под нежными прозвищами «Мисс Свобода» (и «Леди Свобода»), стала символом независимости и свободы. Фредерик Огюст Бартольди также создал еще одну «Леди Свободу», которая выставлена в Париже, во Франции.
История
Споры во Франции о подходящем подарке для Соединенных Штатов в ознаменование столетнего юбилея американской Декларации о независимости направлялись политическим деятелем и сочувствующим писателем истории Соединенных Штатов, Эдуардом Рене де Лабулайе. Французский скульптор Фредерик Бартольди получил заказ создать скульптуру, которая должна быть завершена в 1876 году. Кроме того, идея памятного подарка выросла из политической суматохи, которая потрясала Францию в то время. Третья Французская Республика все еще рассматривалась как временная мера многими из тех, кто желал возврата к монархизму или к какой-либо форме конституционного правления, такой как при Наполеоне.
Идея подарка громадного изображения республиканских добродетелей родственной республике за океаном стала доминантой для мотива республики вопреки другим политикам. Первая небольшая терракоттовая модель была создана в 1870 году. Сейчас она выставлена в Лионском музее изящных искусств. Первая бронзовая модель, в мелком масштабе, была изготовлена в том же году. Эта первая статуя сейчас находится в Люксембургском саду в Париже. Вторая модель, тоже в мелком масштабе, была затем привезена в Масейо, город на северо-востоке Бразилии. Эта модель находится перед первым зданием ратуши в Масейо, построенным в 1869 году, где сейчас расположен музей.
Во время поездки в Египет, Бартольди вдохновился проектом Суэцкого канала, предпринятым графом Фердинандом де Лессепсом, который позднее стал его другом на всю жизнь. Он нарисовал в своем воображении гигантский маяк, стоящий у входа в канал, и разработал для него планы. Он должен быть сделан по образу римской богини Либертас, преображенной, чтобы напоминать одетую египетскую крестьянку, со светом, сияющим как из головной повязки, так и из факела, драматически выброшенного вверх к небесам. Бартольди представил свои планы египетскому хедиву, Исмаил Паше в 1867 году, с изменениями, в 1869 году, но проект так никогда и не был реализован из-за финансовых затруднений, которые испытывала Османская империя.
Существовала договоренность о совместных усилиях — народ соединенных Штатов должен был построить пьедестал, а французы отвечали за статую и ее установку в Штатах. Во Франции среди методов, применявшихся для того, чтобы собрать 250 000$, были и общественные денежные пожертвования, и различные виды развлечений, в частности, включая спектакли, Свобода, просвещающая миру, и благотворительная лотерея.
В Соединенных Штатах сбору необходимых финансовых средств способствовали благотворительные спектакли, художественные выставки, аукционы и бои боксеров-профессионалов. Между тем, во Франции Бартольди потребовалась помощь инженера, чтобы привести в соответствие архитектурно-строительные вопросы, связанные с проектированием такой грандиозной скульптуры из меди.
Гюставу Эйфелю (конструктору Эйфелевой башни) было поручено спроектировать мощную железную опору и вспомогательную скелетную решетку, которая позволяла бы медной обшивке статуи автономно двигаться, но при этом стоять прямо. Эйфель передал эту мелкую техническую работу своему проверенному инженеру-проектировщику строительных конструкций, Морису Коэхлину.
Первоначально Бартольди планировал завершить статую и представить ее Соединенным Штатам 4 июля 1876 года, но запоздавшее начало работ и последующие задержки помешали этому. Тем не менее, к этому времени были готовы правая рука и факел. Эта часть статуи была выставлена на Выставке, посвященной столетию дня независимости, в Филадельфии, где посетители платили 50 центов за то, чтобы подняться по лестнице на балкон. Деньги, собранные таким образом, должны были положить начало финансированию пьедестала.
30 июля 1878 года на Парижской выставке в саду дворца Трокадеро была показана завершенная голова статуи, в то время как другие фрагменты были выставлены на Марсовом поле.
Ранее в Соединенных Штатах, место в Нью-Йоркской гавани, утвержденное законом, принятым Конгрессом в 1877 году, было выбрано генералом Вильямом Текумсе Шерманом. Финансирование статуи было завершено во Франции в июле 1882 года. Сбор средств для пьедестала, проводимый Уильямом М. Эвартсом, продвигался медленно, поэтому владелец газеты Джозеф Пулитцер в 1883 году открыл редакционные полосы своей газеты, The World, чтобы поддержать усилия по сбору средств.
Сооружение статуи было завершено во Франции в июле 1884 года. Угловой камень пьедестала, спроектированного американским архитектором Ричардом Морисом Хантом, был заложен 5 августа 1884 года, но строительство пришлось приостановить из-за отсутствия средств в январе 1885 года. Оно было возобновлено 11 мая 1885 года после новой кампании Джозефа Пулитцера по сбору средств в марте 1885 года. Еще нужно было положить тридцать восемь из сорока шести рядов каменной кладки.
Статуя прибыла в Нью-Йоркскую гавань 17 июня 1885 года на борту французского фрегата «Изер». При подготовке к транспортировке статуя была разобрана на 350 отдельных фрагментов и упакована в 214 упаковочных ящиков. Финансирование пьедестала было завершено 11 августа 1885 года, а строительство было закончено 22 апреля 1886 года.
В массивную каменную кладку пьедестала вмурованы два крепления из четырех стальных балок, соединенных стальными поперечинами, которые возведены для того, чтобы стать частью эйфелевого каркаса для самой статуи. Таким образом, Свобода неотделима от своего пьедестала.
Статуя, которая 11 месяцев хранилась в упаковочных ящиках, ожидая, когда будет закончен ее пьедестал, была вновь собрана за четыре месяца. 28 октября 1886 года Статуя Свободы была торжественно открыта президентом Гровером Кливлендом на глазах у тысяч зрителей.
Статуя Свободы функционировала как маяк с 1886 по 1902 год. В то время за его работу отвечало Правление маяка США. Был смотритель маяка, и электрический свет мог быть виден в море за 39 км. Что касается маяка, то это был первый маяк в США, использовавший электричество; на острове также была электрическая установка для того, чтобы вырабатывать электропитание для огня маяка.
Уилбер Райт был первым человеком, облетевшим на самолете вокруг статуи, на уровне талии, этот трюк он выполнил 29 сентября 1909 года во время праздника Гудзона-Фултона. В 1916 году вокруг основания пьедестала статуи были установлены прожектора. Также в 1916 году взрыв на острове Блэк Том причинил статуе ущерб на 1,98 млн $, вызвав дробление на фрагменты, что в результате привело к закрытию факела для посетителей. В том же году Гудзон Борглум, скульптор Горы Рашмор (Mount Rushmore), видоизменил оригинальный медный факел, срезав большую часть меди в пламени, встроив оконные стекла и установив внутреннее освещение.
После этих изменений факел сильно пропускал дождевую и снеговую воду, ускоряя коррозию внутри статуи. Президент Франклин Рузвельт еще раз торжественно открыл Статую Свободы в день ее 50-летия (28 октября 1936 года). В 1956 году по закону конгресса остров Бедлоуз был официально переименован в остров Свободы, ввиду того, что неофициально название «остров Свободы» употреблялось с начала века.
Как и все исторические места, которые находятся в ведомстве Управления национальных парков, Национальный памятник Статуя Свободы, вместе с островом Эллис и островом Свободы, был внесен в списки Национального регистра исторических достопримечательностей 15 октября 1966 года. В 1972 году президент Ричард М. Никсон торжественно открыл Американский музей иммиграции, размещенный в пристройках к основанию пьедестала на вершине того, что осталось от Форта Вуд. В 1984 году Статуя Свободы была добавлена в список Объектов мирового наследия. В 2007 году Статуя Свободы стала одним из 20 финалистов соревнования на звание Новых семи чудес света.