Александровская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге

Дворцовая площадь – знаменитое место Санкт-Петербурга, и один из ее красивейших памятников с интересной историей – это Александровская колонна. Она – символ памяти о победе над Наполеоном, с которым сражались гениальные русские полководцы Раевский, Барклай-де-Толли, Голенищев-Кутузов и Багратион.

Как возводили Александровскую колонну

Сама идея возведения подобного памятник возникла еще при царе Александре I, а вот проект монумента был принят только Николаем I в 1829 году. Огюст Монферран, уже создавший к тому времени обелиск в память погибшим под Лейпцигом, взялся за дело с волнением – царь Николай сдержанностью не отличался. Но проект обелиска в Санкт-Петербурге (идея взята как раз с памятника в Лейпциге) начала воплощаться.

Амбициозный Монферран приказал технику Яковлеву отколоть и привезти в столицу глыбу в 200 000 пудов. Толщина должна была составить более 7 метров, а высота около 50 м. Пока Яковлев корпел над своей задачей, в Санкт-Петербурге начали готовить постамент. Более трех месяцев рабочие забивали в грунт шестиметровые сваи. Уже после на 1250 свай легли гранитные блоки. Интересный факт: в основании лежит небольшая шкатулочка с монетками, отчеканенными в честь победы над Наполеоном.

В это время огромную глыбу гранита с острова Летсарме Яковлев привез в Санкт-Петербург. Оставалось только поднять эту огромную колонну в 600 тонн. На пеньковых канатах и лебедках рабочие поднимали колонну 1 час 45 минут. Сотни зрителей в ожидании катастрофы стояли в напряжении все это время. Но ничего плохого не случилось, и колонна счастливо стоит на своем месте – по сей день.

Внешний вид и памятные знаки Александровской колонны

Удивительно, но колонна держится на своем месте, не падает и не накреняется только за счет точных расчетов. Создатель памятника постарался: 47,5 метров гранита держатся крепко на своем постаменте без погружения в землю и укрепления на фундаменте. Это сама высокая в мире триумфальная колонна.

Когда колонна была окончательно установлена, а власти и архитекторы принесли самые горячие уверения, что колонна падать и давить никого не собирается, стали происходить курьезы. Все кареты по Дворцовой площади двигались только по периметру, а впечатлительные дамы категорически отказывались сопровождать своих кавалеров, если их путь пролегал возле памятника. Люди боялись, что столь грандиозное сооружение однажды упадет из-за... сильного ветра. Но постепенно к Александровской колонне привыкли.

Сторона, которой памятник повернут к Главному Штабу, имеет на постаменте барельеф, где изображена фигура Победа, "говорящая" нам о самых значимых датах тех далеких лет – «1812, 1813, 1814». На Зимний дворец торжественно смотрят фигуры Справедливости, Мудрости, Милосердия и Изобилия. Создание барельефов было поручено Скотти, Соловьёву, Брюлло, Маркову и Тверскому, талантливым художникам тогдашнего времени. Так Александровская колонна стала настоящим гранитным выражением благодарности за победу над французами.

Но каждому туристу стоит взглянуть на ее вершину. Там мир и счастье любимого города охраняет ангел, которого создал скульптор Борис Орловский. Но лицо у него вполне "земное": царь Николай I распорядился придать лицу ангела черты Александра I. Этот ангел, который расправил крылья более 150 лет назад, до сих пор сохраняется на колонне. Никто из земных людей не смог снять его оттуда.

В 1925 году антиклерикальные власти решили, что ангел на колонне – неуместная шутка в свете "красного" советского курса. Тогда Советы решили снять его с вершины, для чего организовали воздушный шар. Сотни людей собрались тогда на Дворцовой площади, согласных и не согласных с решением, чтобы увидеть, как ангела накроют непрозрачным колпаком. Но каждый раз при попытке сделать происходило удивительное – сильный порыв ветра отгонял шар. Потом чья-то "мудрая" голова выразила идею поставить на вершине Александровской колонны фигуру Ленина, но эту идею реализовать не удалось. Ангел остался стоять, охраняя покой и мир Северной Пальмиры.