Вышло в этот раз немного забавно. Я как-то писал о странном выборе для прошлогодней поездки, когда мы в энный раз поехали на Кипр, хотя начинались наши изыскания вообще-то с Ибицы. И дело даже не в том, что некогда нескучный Кипр оказался анти-Ибицей. Дело в том, что одним из промежуточных вариантов, еще тогда, были приморские итальянские городки на Адриатике – Червия и Чезенатико, что в области Эмилия-Романья.
То ли мы учли ошибки прошлого, то ли просто случайно ткнули на карту полюбившейся нам за прошедший год страны, но решение пришло практически сразу – с чувством осознания неизбежного мы сделали то, что должны были сделать еще год назад, поехали в Червию. Выбор пал на Червию не случайно. Вокруг – три международных аэропорта, принимающих прямые рейсы из России. Город удобно расположен (или точнее сказать, равноудален) от основных транспортных узлов региона. С одной стороны, это не очень удобно, потому, что до каждого из них надо ехать.
С другой стороны – ходу до всюду полчаса, а оттуда масса вариантов для вылазок. Доехал до Римини – вот тебе и знаменитая река Рубикон, и Сан-Марино, Урбино с Градарой. А по пути можно на часок остановиться в Чезенатико – пройти вдоль живописного канала, спроектированного Да Винчи и полюбоваться на бутафорский парусный флот, сидя чуть поодаль на берегу канала, да на единственный на всем побережье небоскреб, торчащий, как гвоздь и видный за десятки километров, но, на удивление, не портящий пейзажа в отличие от аналогичного по осмысленности сооружения на Мальте.
Доехал до Равенны – вот тебе сама Равенна, «сердце византийской культуры в изгнании» и еще Феррара с ее мощным замком и уютным ренессансным улочкам, которым и американские бомбежки 44-го года оказались ни по чем, как тем рукописям, которые не горят.
А доедете до Чезены, всего 20 минут на автобусе, опять же небезынтересный городок на транспортной магистрали – оттуда мигом до Болоньи, Модены и Пармы. Энтузиасты могут углубиться и дальше – доехать до скрипичного альма-матер Кремоны, а по пути еще и заскочить на родину фаянса Фаэнцу. Ну и конечно море. Бесконечные ухоженные песчаные пляжи, но без эффекта большого города, как в Римини.
Посмотрели аэрофотосъемку на Гугл-картах – городок зелененький, ширина пляжа шире ширины дороги, отделяющей его от линии отелей, а число рядов лежаков хоть и впечатляет, но все же не шокирует, как в популярном тосканском городке Виареджио. Ну и поехали. Буквально торжеством веры и надежды над здравым смыслом и жизненным опытом купили билеты на ВИМ-авиа, благодаря которой мы, да и тысячи других культурно-отдыхающих провели в последние годы немало «призовых» часов на чемоданах в аэропортах Европы.
Зато время было относительно удобное – утренний прилет, да и цена сносная. Год от года лайнеры ВИМов все больше напоминают своим видом то место – откуда их притащили с консервации, т. е. со свалки в Аризонской пустыне, одного из самых сухих мест на земле. Красиво там так, судя по фоткам – многокилометровые поля самолетов, ждущих реинкарнации под чужим флагом.
Римини – On arrival. Прилет в Римини ознаменовался поучительным открытием, что ловким быть очень хорошо, но трудно. Не без помощи весьма кондовой багажной тележки я ловко слетел с бордюра, разбив локоть, помяв дверь стоявшего рядом автобуса. Будьте внимательны – тележки в аэропорте Римини двух видов – либо с незафиксированными колесиками, вращающимися куда угодно, либо с зафиксированными наглухо и не вращающимися никуда. И без тормозов разумеется.
Дальше просто. Либо городским автобусом №9 до вокзала. Остановка с левого торца здания, там где выходи к туристическим автобусам, только к ним потом прямо, а остановка у угла здания чуточку правее. Другой вариант – на такси до вокзала Римини, выйдет евро 12, дальше поездом евро за два. Ну а если и это не по-царски, то на такси до Червии по счетчику что-то около 70 евро.
Плюс-минус пятерка, в зависимости от трафика. По дороге от Римини тянется непрерывная вереница курортных поселков в 3-4 улицы, зажатых между пляжем и железной дорогой. Надо сказать, что подобно кроликам, которые не только ценный мех, Червия – это не только Червия сама по себе. Стык в стык с ней без всякой границы и перехода севернее от нее вдоль берега расположился Милно-МарИттима, некогда самостоятельный дачный городок зажиточных миланцев, а ныне район объединенного муниципалитета.
К югу от Червии, расположился самый новый из районов этой троицы – Пинарелла. Район отделенный от моря полосой густого и ароматного соснового леса. Трудно поверить, что еще 50 лет назад тут был в основном лишь заливные луга, да соляные болта. ЧервияТак вот, мы остановились в Червии, в 200 метрах от границы с Пианреллой в отеле Gambrinus 4*.
Отель оказался милым, очень уютным и чистым. К несомненным его достоинствам можно отнести замечательный ресторан, поэтому бронируя номер смело берите Half-board, не прогадаете. Кормят не фэст-фудной хавкой а нормальной едой, даром что основной контингент отеля – все те же миланские пенсионеры, которые опоздали с покупкой участка у моря, видимо.
Недостаток отеля, да и всего города в том, что он заточен на внутреннего туриста, да на немцев (а судя по названиям отелей скорее австрийцев), застраивавших когда-то и затем ставших его частыми гостями. Без итальянского или немецкого тут будет сложновато. Ну, да где наша не пропадала. Как сказал один из персонажей О’Генри: «Говорить на языке потомков майя очень просто.
Надо быстро и решительно произнести как можно больше согласных звуков, а потом показать на нужный тебе предмет». Да, надо заметить, что wi-fi был халявным. Хотя туристические сайты пестрят клонированным описанием бурной ночной жизни и верениц бутиков – это не совсем так. Все три района – это не очень дешевый, а потому совершенно семейный курорт.
Основная тусовка в Червии сосредоточена вдоль рядом с отеями Conchiglia и Grand Hotel, а также вдоль канала, за которым начинается Милано-МарИттима. Причем тусовка – это так. Несколько open-air баров, ну там легкая живая музыка по вечерам. На Via Colombo, второй улице по счету от моря несколько ресторанов, хитом из которых является Al Pirata. Популярнейшее место – столы надо бронировать заранее, но зато рыба там свежайшая.
Единственное, я бы не советовал брать местную разновидность креветок канокку. Она такая серая и больше походит на таракана. Местный специалитет, но на вкус редкая гадость, да и мяса в ней, как в той рыбе – снаружи чешуя, а внутри… ничего. Этот ресторан также славен и блюдами местной нерыбной кухни и пиццей, а еще обширной винной картой. Упоминаю его не ради рекламы, а потому, что, как мне показалось, это место оптимально по соотношению цены и качества.
Было два забавных случая. Первый, когда играли Голландия с Испанией. Все болели за испанцев, а я, будучи в оранжевой майке вынужден был не создавать двусмысленности. Народ пил местное «шампанское» (а точнее Francicorta – игристое вино из Ломбардии, не путать с венецианским prosecco), вяло охал на острых, моментах, а в овертайме и вовсе проспал победу своих любимцев.
Второй случай был вот какой. Рядом с нами села компашка парней, ну чисто группа «Король и шут». Короче, фрики фриками. И тут я смотрю, а пьют то суровые рокеры то же, что и мы шампанское Soldati La Scolca (melisimato 2004). Увидев иронию в моих глазах тот, что был самого упырского вида поднял бокал, сделал «металлистскую козу» и со словами «рок-н-ролл» мы все дружно чокнулись.
Итальянские рокеры настолько суровы… это что-то. Дургие рыбные рестораны сосредоточены между рыбным рынком и большой квадратной башней на берегах канала. Кстати, в башне расположен местный туристический офис. Это вообще в Эмилии какая-то болезнь. Вот зачем туристу, только приехавшему в город турофис в таком месте, добраться до которого можно уже разобравшись в обстановке и неплохо ориентируясь?
Исключение разве что Римини, где офис находится прямо напротив выхода из здания вокзала, в маленьком домике чуть левее, за стоянкой многочисленных великов. К слову о великах, в Червии чуть ли не на каждом углу конторы, сдающие на прокат велосипеды, мотороллеры, багги и какие-то чудные "самодвижущиеся дилижансы". Я не удержался и впервые за лет наверное десять прокатился на велике.
Это механическое недоразумение так контрастировало с моим заброшеным гоночным велосипедом. Второй после неоднозначности досуга проблемой являются магазины. В городе полно апарт-отелей, да и просто жилых домов, но продуктовые магазины с весьма унылым выбором можно пересчитать по пальцам. Так что, в итоге курорт устроен так, что все, что клиент может потратить, он потратит в основном в отелях.
Однако о развлечениях. Есть тут такая местная фишка – bagno или, как я их шутку называл, bagno-прачечный комбинат. Дело в том, что тут нет открытой променады вдоль моря. Между отелями и пляжем идет улица Lungomare Deledda. Между дорогой и пляжем – череда пляжных баров и стационарных кабинок для переодевания, а также туалеты и душ.
У большинства bagno договор с отелями и в стоимость номера часто входит beach service. Это значит, что в отеле дают квиток, вы его отдаете «банщику», а он вам дает ключ от кабинки, которая становится вашей на весь срок пребывания – это удобно. Однако, приехав лучше немного пройтись и присмотреться, не все эти заведения одинаково комфортны.
Есть спортивно-молодежные с веселой музычкой, а есть прямо скажем геронтологические. На пляже лежаки рядов в 20, но как-то так все аккуратно расставлено, что этого совершенное не чувствуется, да и с абонементом есть шанс получить также закрепленный за вами на две недели лежак у моря. Малененький нюанс в том, что абонемент закрепляет вас за определенным багно, поэтому стоит пройтись и осмотреться.
В задрипанных багно поменьше сервисов, да и к тому же слегка убогих, но зато и народу у входа в море поменьше. В красивых-модненьких довольно весело, но на некоторых участках пляжа, даже очень контрастное столпотворение. В общем – либо будете бегать в другой пляжный бар, либо ходить купаться к другому участку пляжа. Впрочем, не так это и утомительно.
Пляж везде хороший, песчаный и, как мне показалось немножко илистый. В песке прячутся маленькие крабики. Однажды ко мне подплыла какая-то доверчивая креветка, как бы не догадывавшаяся о моих планах на ужин. Вход в воду очень пологий. Сперва идет углубление и через метров 10-15 глубина около 1,5-1,6м, но потом опять начинается песчаная банка и где-то в 30м от берега можно снова ходить по-колено в воде, только уже более чистой, чем у берега, без песчаной взвеси.
Лучше всего купаться, конечно с утра в еще незамутненной воде. После обеда уже достаточно много народу да и море становится волнистым. Вторая половина дня – прекрасное время для тех самых краткосрочных вылазок, о которых я упоминал. Одно плохо, когда «выключают солнце» все эти заведение закрываются. И если жить там, где жили мы – некоторое время идешь, как в брошенном киногородке.
О жизни напоминают лишь высушенные стариканы, рубящиеся в подкидного возле отелей. Не так приятно там увидеть симпатичную девушку (или парня) , как то, что ты видишь кого-то моложе шестидесяти. Но, это у моря, в череде не бюджетных отелей. Видимо, молодежь зажигает где-то по кустам вдали от моря. Одно из багно около Гранд-Отеля все же работает и там даже есть дискотека.
Ажиотажа вокруг нее я правда не наблюдал. Все больше около гелатерии (мороженочной) «Мехико», где веселая мулатка-шоколадка на меленький вафельный рожок ловко нанизывала никак не менее полкило ледяного лакомства. Вообще, итальянское мороженое – это настоящая вкуснятина. Еще есть «старинная червия» – несколько приятных и ухоженных кварталов 18-19 в. в. между бывшим пакгаузом (Музей соли) и вокзалом.
Там тоже можно приятно провести вечер. Ну и оставшийся плюс Червии, тут крайне мало соотечественников, что дает возможность ощутить себя в заправдошной загранице. Милано Мариттима Решив, что с нас хватит созерцания обеспеченной старости мы отправились в «мерцающий огнями» Милано МарИттима. Ударение на втрой слог. Предусмотрительно отправились засветло.
Проехали его на автобусе насквозь, а потом пошли в обратном направлении. Это занимает минут 20 уверенным шагом. Зонтики высоких деревьев тут плотнее, а потому воздух более густой, теплый и влажный, чем на улицах Червии. Район с более современными отелями, с более молодой публикой, дорогими машинами, бутиками с московскими ценами и украинскими продавщицами, ну и конечно русо-туристо в ассортименте. Не то чтобы я был не рад соотечественникам, просто как-то успел поотвыкнуть.
Вся вечерняя жизнь сосредоточена возле большого круга, на карте он хорошо виден. Но не путайте, это не то место, где остановится автобус – нужно пройти чуть вглубь. Я бы не сказал, что как-то живенько и интересно там все. Просто рассчитано на более молодого клиента, но и тут заточка больше на семейный отдых. Нет, это место вовсе не скучное.
Там чувствуешь себя комфортно и расслабленно, как и должно быть на курорте. Чезенатико Буквально пара слов о Чезенатико. Довольно симпатичный городок в 10 мин. от Червии в сторону Римини и на те же 10 мин. дальше от Равенны. Знаменит симпатичной набережной канала, по-легенде спроектированного самим Да Винчи. Если идти от станции, можно увидеть старое здание театра и выйти на берег канала.
Когда мы ехали в Червию я обратил внимание, что в той части канала, которая находится за чертой города и эстакадой трассы SS16 есть одна милая особенность. По берегам канала стоят маленькие домушки, вроде бытовок в наших огородных кооперативах. Оказалось – это действительно огород. Морской огород. по всей длине канала, идущего от соляных прудов натянуты сетки – вот он гарантированный источник морского изобилия в меню.
К слову, и Червия и Чезенатико славятся у местных своими рыбными ресторанами. Из тех , что мы обошли в Чезенатико больше понравился ресторан "Джулиано" – очень уж оригинальная там подача блюд. Да и сами блюда заслживают внимания. Как и парусники на канале. Как вблизи "совсем не страшный" небоскреб. С учетом того, что многие экскурсионные маршруты автобусов Бонелли Бас начинаются из Чезенатико, а не из более крупной Червии – достойная альтернатива для размещения.
Взгляд по сторонам Ну и в довершение немного информации к размышлению. Большой проблемой оказалось выяснить у местных на счет междугородних автобусов. Они все посылали к станции карабинеров (это рядом с вокзалом) – там останавливаются почти все автобусы, идущие через город, в т. ч. и рейсово-туристические автобусы Bonelli Bus, на которых можно съездить в Римини, Сан-Марино, Урбино, Градару и куда-то там еще.
Замечу, что чуть больше вариантов выезда на Бонелли Бас есть из Чезенатико. Там же останавливаются рейсовые автобусы из Равенны. Есть одна хитрость. В сезон там постоянно курсируют чартерные автобусы из многих итальянских городов. Их нет ни в одном расписании. Просто надо сидеть и ждать.
Либо выяснять названия автобусных кооперативов и черпать инфо с их сайтов, поэтому единственный выход – примечать большие автобусы и адреса веб-сайтов на них. Ну, или на поезде с пересадками и т. д. Я так обнаружил «невозможный» по словам туземцев (они вообще тут слабо понимают что к чему) рейс до Модены. По прибрежной улице ездят автобус до Чезены и Форли.
Оба города имеют старинную часть и станции на ветке Анкона-Римини-Болонья. Она более скоростная, чем участок, идущий через Червию и Равенну. В продолжении, которое неумолимо последует, я расскажу о том, куда мы выезжали и что из этого вышло, а вышло на радость неожиданно много пищи для размышления и приятных впечатлений. Все практические наблюдения я, как водится, заношу в справочник по странам, чего и вам советую.