Киево-Печерская лавра — старейший монастырский комплекс Киевской Руси. С 1990 г. числится среди объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Эта монастырская обитель, раскинувшаяся на днепровских склонах, занимает площадь примерно 24 га. На ее территории можно видеть несколько церквей и колоколен, здесь находятся монастырские кельи и трапезные, часовни, бывшие дома митрополитов и наместников Лавры, служебные помещения.
Среди них стоит обратить внимание на Троицкую надвратную церковь, церковь Всех Святых, Крестовоздвиженскую церковь, Аннозачатиевскую церковь, Успенский собор (Великую церковь), церковь Рождества Пресвятой Богородицы и Благовещенскую церковь, на церкви Спаса и Христова Воскресения, Трапезный храм преподобных Антония и Феодосия, колокольни на Антониевых и Феодосиевых пещерах и др. Чтобы осмотреть все, одного дня будет явно мало.
Киевская духовная семинария и академия также разместились в Лавре. Верхняя часть Лавры принадлежит Национальному историко-культурному заповеднику. По сути, Лавра — монастырь и Лавра — заповедник являются двумя независимыми структурами.
В Киево-Печерской лавре всегда, и особенно в выходные дни, многолюдно. Здесь непременно старается побывать каждый, кто приезжает в столицу Украины. Приходят сюда и киевляне — и не только по большим церковным праздникам. Ухоженная территория, засаженная цветами, отреставрированные храмы с праздничными золочеными куполами, малиновый колокольный звон, живописная панорама, открывающаяся на Киев и Днепр, волшебным образом притягивают сюда тех, чьи души находятся в смятении, кто хочет обрести душевное равновесие и жить в гармонии с собой и миром.
Существует поверье, что высшие силы отпускают половину грехов тому, кто посетит это святое место.
В церквях Лавры регулярно проходят богослужения, на которых обычно яблоку негде упасть. Среди верующих ходят разговоры о случаях чудесного исцеления от смертельных болезней, с которыми не справились доктора, прихожан, исправно молившихся в Лавре.
Киево-Печерская Лавра привлекает историков и архитекторов, ведь, к примеру, Троицкая надвратная церковь при ее главном входе — древнейшая из уцелевших. Она была возведена в XII ст.
Неудивительно, что Киевский колледж культуры и искусств также расположен в этом древнем монастырском комплексе.
Такая благодать здесь царила далеко не всегда (статус Лавры мужской монастырь приобрел в 1688 г.). Кто только ни нападал на монастырскую обитель начиная еще от половцев! Храмы сжигали, грабили, взрывали, закрывали, а монахов казнили, ссылали, расстреливали, запугивали, преследовали. Во-первых, захватчиков привлекали сокровища, которые хранились в храмах, а во-вторых, церковь — это мощное средство в борьбе за умы прихожан, а значит, и за власть.
Но храмы, как птица Феникс, восставали из пепла. Монашеская братия пополнялась новыми членами, а сами здания восстанавливались за счет щедрых пожертвований.
Истинно и искренне верующим был основатель Лавры — монах Антоний Печерский, оставивший родной черниговский край и отправившийся в Палестину — в места, где провел земную жизнь Иисус. Несколько лет Антоний прожил на Афоне, принял тут пострижение и получил благословение отправиться в родные края, чтобы помочь людям утвердиться в христианской вере.
По возвращении в Киев, а было это во время правления князя киевского Ярослава Мудрого, Антоний поселился отшельником в пещере на склонах Днепра: среди монахов киевских монастырей он не нашел соратников. Таким образом, подтвердилась пословица «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». И Антоний занял пещеру, оставленную священником одного из сел под Киевом.
Черствый хлеб и вода — это было все, чем он питался. Свободное время Антоний проводил в трудах и молитвах: поскольку собственной земли у него не было, он задумал построить церковь под землей. Прослышав о человеке, столь преданном вере, к нему стали сходиться единомышленники. Первыми его последователями стали Феодосий и Никон.
Со временем монахов стало 12. Они построили под землей едва ли не церковный городок с кельями, трапезными и подземными церквями (их можно видеть и ныне в пещерах, которые называются Дальними). Здесь же, в пещерах, хоронили и упокоившихся монахов, в том числе и жившего здесь Нестора Летописца, который был канонизирован церковью.
Ширина пещерных коридоров составляла примерно 1,5 м, высота в некоторых местах достигала 2,5.
Таким образом, временем основания Киево-Печерской Лавры считается 1051 год.
Впоследствии Антоний перебрался в другое место неподалеку. Вместе с присоединившимися к нему монахами он вырыл пещеры, названные Ближними, или Антониевыми, в отличие от Дальних — Феодосиевых. Протяженность Ближних пещер — около 400 м, а Дальних — 300.
Сын Ярослава Мудрого Святослав подарил монахам землю над пещерами. С этого времени монахи возводили храмы и другие церковные постройки на этой земле. Открыли они и дом, где принимали странников, больных и нищих, причем монастырь выделял на их содержание десятину из своих доходов.
Ограда вокруг монастыря с частокола сменилась на земляной вал, а затем и каменный забор. К XIX в. на территории Лавры образовалось уже шесть монастырей. (Статус Лавры монастырь получил в 1688 г.)
Монастырские храмы украшали старинные фрески и иконы известнейших, в том числе и греческих, иконописцев, древняя церковная утварь. Например, в Успенской (Великой) церкви хранились ценнейшие книги, среди них и древние Евангелия. В Лавре находилась богатейшая библиотека с богослужебными книгами, напечатанными в собственной типографии Лавры, открытой на ее территории в 1616 г.
Трудно перечислить все сокровища, представляющие огромную культурную, историческую и религиозную ценность, которые были собраны монахами в Лавре.
Но с начала XX века для нее наступили особенно трагические времена, когда она лишилась и большей части своих служителей, и своих сокровищ. В 1930 г. разграбленная Лавра была закрыта, монахи разогнаны или убиты. В 1942 г. был взорван Успенский собор, а ценности вывезены в Германию.
В 1943 г., после освобождения Киева, храмы Лавры вновь открылись для верующих, пока при очередной антирелигиозной кампании 1961 года ее опять не закрыли. И лишь в 1988 г., когда праздновалось тысячелетие крещения Руси, здесь была воссоздана монашеская обитель.
Сейчас о тех трудных временах, когда существование этой ценнейшей достопримечательности находилось под угрозой, когда она могла быть просто стерта с лица земли, знают лишь те, кто интересуется ее историей.
Тому, какой мы видим Лавру ныне, мы обязаны людям, работавшим над ее восстановлением, розыском, возвращением и реставрацией церковных экспонатов. Их огромный труд можно сравнить с кропотливым подвижническим трудом печерских монахов, на протяжении нескольких веков создававших этот уникальный монастырский комплекс.
Полезная информация
Где находится
Адрес Киево-Печерской лавры следующий: , Киев, Украина.
Как добраться до Киево-Печерской лавры
От остановки метро «Арсенальная» автобусом № 24, троллейбусом №38 либо маршрутками 406, 470 или 520 доезжаем до остановки «Киево-Печерская лавра». Ближе к метро «Арсенальная» находится вход в Киево-Печерский историко-культурный заповедник; в ста метрах от него — вход в монастырь. Еще один вход, называемый Нижним, — в 15 минутах ходьбы от станции метро «Днепр» по Набережному шоссе. Им обычно пользуются те, кто хочет набрать святой воды из Святых источников Антония и Феодосия. Через него можно попасть и к монастырским храмам, однако тогда придется преодолевать слишком крутой подъем.
Стоимость входного билета
Вход в Лавру-монастырь бесплатный. Для прихожан, которые идут на богослужение в храмы на территории заповедника, вход также свободный. Вход в заповедник — 25 грн. Дополнительно оплачивается посещение тематических выставок и экспозиций, индивидуальные или коллективные экскурсии. Цену билетов нужно уточнять на сайте. Для посещения пещер, которые находятся на территории монастыря, заходить в заповедник и оплачивать вход не нужно. Фотосъемка и видеосъемка платные (от 200 грн — любительская и до 1000 грн — профессиональная).