Великий государь по именному своему указу сего мортира переливать не указал в 1703 году. Эти витиеватые слова высечены на бронзовой мортире 1605 года, которая стала первым экспонатом коллекции памятников военной истории. Ныне же этот музей носит название ВИМАИВиВС – Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Но называют его чаще Артиллерийским музеем.

История Артиллерийского музея

Своим появлением музей обязан Петру I, который по личному указу организовал первый цейхгауз (палату хранения ценностей) для собрания старинных орудий. Сначала музей располагался в скромном деревянном здании, потом у музея появилось кирпичное. Первым хранителем и заведующим был майор Бухвостов.

К открытию Петр готовился заранее. Он приказал собирать по Российской империи и заказывать из Речи Посполитой орудия, которые когда-либо бывали на службе российского государства. Так, к примеру, из Смоленска прислали 30 пушек и 7 мортир. Из Украины также прибыли мортиры. Даже во времена, когда страна отчаянно нуждалась в орудиях, когда переплавлялись сотни монет, старых пушек и даже колоколов, Петр строго наказал наиболее памятные орудия оставить для истории.

Настоящим музеем с разрешенным посещением цейхгауз стал только при Александре I, когда 1 июня 1808 года был открыт для всех желающих Достопамятный зал. Так простое хранилище с описями стало музейным учреждением. Коллекции пополнялись трофейными орудиями Отечественной войны 1812 года, войн с Турцией и Персией первой половины столетия.

В 1817 году составили первое внятное описание коллекции Достопамятного зала для посетителей, а уже в 1823 году был подготовлен полковником Эрдманом первый рукописный путеводитель. В 1860 году собрание имело более 10 000 предметов коллекции, которых с трудом разместили в 19 залах. А вот в 1864 году Европа чуть не лишилась Артиллерийского музея. Комиссия по передаче здания министерству юстиции решила музей закрыть, но многочисленные подписи влиятельных и простых граждан, ходатайство видных военных и политиков спасло уникальные коллекции. Музей отстояли, а совсем скоро – в 1872 году – началось подлинное возрождение его.

Назначение капитана Бранденбурга заведующим окончательно решило судьбу собрания военных ценностей. Он постарался создать настоящие архивы, организовал постоянные экспозиции и запасник, которые в строгости каталогизировал, создал библиотеку. Это именно его усилиями в музей стали попадать экспонаты из Казанского, Киевского и Брянского арсеналов, монастырей, археологических обществ.

Артиллерийский музей в XX-XXI веках

Юбилей 1903 года в 200 лет был отпразднован очень пышно – ценность музейных коллекций была понятна, а идея их пополнения и сохранения была всячески поддержана. А потом грянула революция и ВОВ, которые довольно сильно повредили здания музея, хотя практически вся коллекция была эвакуирована далеко на восток. В 1950-х годах началось восстановление помещений и экспозиции, а уже в 1965 году в состав Артиллерийского музея вошел Военный музей связи. Так музей получил свое современное название.

В числе экспонатов можно увидеть не только мортиры да мушкеты, но и крупные батальные полотна Виллевальде, Шарлеманя, Сафонова, Попова и Грекова. Сейчас музей открыт для всех желающих, с графиком посещений и экскурсий можно ознакомиться на официальном сайте музея. Там же можно подробно прочесть обо всем, что касается славного прошлого и завидного настоящего одного из самых крупных мировых собраний экспонатов военного дела.