Один из первых Петербургских мостов с оригинальным названием – это Аничков мост через Фонтанку. Наверное, каждый, кто бывал в Северной столице, сразу вспомнит его, стоит лишь напомнить о конных скульптурах. Длина моста составляет около 55 метров, а ширина – почти 38 метров. В нем три пролета.

История первого Аничкова моста

Идея соорудить переправу через Безымянный Ерик, как тогда называли Фонтанку, возникла еще у Петра I. По его указу и была возведена первая переправа из дерева. Название придумали просто: по имени архитектора Аничкова, причем ударение должно быть на втором слоге. Длина приграничной переправы была 150 метров, с появлением ее перебираться через заболоченную пойму реки стало намного проще.

Этот мост долгое время был воротами города. На этой заставе стоял караул, который проверял «пашпорта» и брал плату за проезд в столицу. Тогда за это можно было заплатить булыжниками и камнями, которыми мостился город. Ночью по мосту проехать было нельзя, так как он закрывался шлагбаумом.

Уже в 1726 году переправа стала разводной. Это произошло по двум причинам. Во-первых, судоходство развивалось, и все больше судов с высокими мачтами проходили по Фонтанке. Во-вторых, волки были рады посетить подворья столичных жителей, для чего и перебегали ночами по мосту. Вот тогда и потребовалось разводить мосты.

В 1749 году архитектор Волков создал новый деревянный мост, тщательно укрепленный. История сохранила для нас сведения о том, что это было сделано специально, чтобы провести по нему слонов, подаренных Елизавете Петровне персидским шахом. Но эта переправа разводного пролета не имела, хотя была несколько наряднее своей предшественницы – обшивали ее досками, имитирующими гранит.

История каменного Аничкового моста

Интересно, что в конце18-начале 19 века мост назывался Аничкин, по поводу чего петербуржцы с удовольствием фантазировали: дескать, название произошло от имени несчастной влюбленной Анечки. Вероятно, это лишь легенда, а не совсем верное написание названия связано с простой ошибкой.

Как раз тогда и возвели Аничков мост в каменном исполнении. Он попал в тот период, когда начали выстраивать 7 каменных мостов. Мост снова стал разводным в средней деревянной части. А представить, как он выглядел тогда, можно при взгляде на мост Ломоносова и Старо-Калинкин. Ведь все переправы тогда строились однотипные.

Перестраивался мост неоднократно. Его переделывали в 1840-ом году, а потом ремонтировали в начале XX века. Дело было в конструктивных недостатках, которые постепенно приводили к разрушению моста. Кстати, в 1842 году там появились красивые решетки с изображением коньков и русалок. В 1908 году Аничков мост получил гидроизоляцию конструкций. Его кирпичные своды рабочие переложили, дополнительно конструкцию облицевали розовым мрамором. Также мост реставрировали в 2007-2008 годах.

Конные скульптуры Аничкова моста

Автором знаменитых конных скульптур стал Петр Клодт, который занялся делом украшения моста в 1841 году. Удивительно, но скульптуры, которые демонстрировали борьбу покорителя и покоряемого – человека и коня, много раз дарили. То королю Сицилии, то прусскому королю Фридриху Вильгельму IV.

Только в 1850 году композиции «Покорение коня человеком» в виде четырех групп были установлены на Аничковом мосту. На одном из постаментов даже есть бронзовая доска с надписью «Лепил и отливал барон Петр Клодт в 1841 году». Скульптуры удалось сохранить во время ВОВ, когда их просто закопали в сквере, а потом вернули на место. Последний раз их реставрировали к 300-летию Северной Пальмиры.