Великая плотина Гувера (Hoover Dam)

Плотина Гувера на реке Колорадо
Дамба Гувера

Соединенные Штаты Америки – удивительная страна. Она предоставляет безграничные возможности для путешественников: список ее достопримечательностей включает горы, пустыни, реки, озера, водопады, древние парки, гейзеры и вулканы, а также разнообразные города с их архитектурой, памятниками и достопримечательностями.

Поездка в какой-либо американский город обязательно сопровождается экскурсией по ближайшим природным достопримечательностям: гости Лос-Анджелеса посещают национальный парк, где растут высочайшие в мире секвойи, путешественники в Нью-Йорке часто ездят посмотреть на Ниагарский водопад. Бывает и наоборот – например, по пути в Йеллоустонский парк очень удобно заехать в несколько городков поблизости.

Дамба Гувера – одно из таких мест, которые, как правило, посещают «по пути». Она находится недалеко от столицы развлечений Лас-Вегаса, поэтому гости города часто отправляются отдохнуть от ночных игр на природу, чтобы заодно осмотреть и местную достопримечательность.

Можно сказать, что эта плотина входит в обязательный список экскурсий для каждого туриста в Лас-Вегасе. Другие путешественники посещают дамбу вместе с Великим Каньоном, который находится совсем рядом – точнее, дамба расположена в Черном Каньоне, который является продолжением знаменитого американского каньона, образованного рекой Колорадо.

Как бы то ни было, плотину Гувера посещает несколько миллионов человек в год, несмотря на то, что это далеко не такая известная достопримечательность, как Ниагарский водопад или Большой Каньон.

Но интерес к ней растет, и неудивительно – построенная еще в 1930 году дамба до сих пор остается одной из крупнейших плотин в Америке и одним из величайших сооружений человека. Это восхитительное чудо инженерной мысли составляет основу американской системы мелиорации, защищает юго-запад Соединенных Штатов от наводнений и обеспечивает многие районы электричеством.

Туристов, конечно, привлекает скорее сам вид плотины, чем ее характеристики. Дамба возвышается над рекой Колорадо на высоту более двухсот метров – с нее открывается захватывающий вид на окрестности, особенно на озеро Мид, которое тоже стало достопримечательностью. Это самое крупное искусственное озеро в стране. Плотина, несмотря на гигантские размеры, построена изящно – хотя изначально планировалось возвести дамбу в минималистичном стиле, архитектор настоял, чтобы это было красивое сооружение. Так, башни наверху плотины построены в стиле ар-деко, а сама дамба имеет вид дуги.

Впрочем, многих посетителей все же волнуют технические вопросы, связанные со строительством и функционированием плотины. С каждым годом все больше туристов выбирают целью своего путешествия именно плотину Гувера, а не заезжают в нее по пути. Это путешественники, которых интересуют прежде всего величайшие творения человека, архитектурные достопримечательности и монументальные сооружения.

Им интересны любые подробности о дамбе, поэтому экскурсоводы в последнее время перестали ограничиваться двумя-тремя предложениями о строительстве этого сооружения. Многие гиды ярко и интересно рассказывают историю создания этого чуда и отвечают на любые вопросы туристов. Чаще всего звучит вопрос о количестве жертв во время строительства – на него сложно ответить, но официальное число погибших 96 человек.

Зарождение проекта плотины Гувера

До начала двадцатого века в месте, где сегодня стоит плотина Гувера, пролегал узкий Черный каньон. Бурная река Колорадо уже в конце девятнадцатого века стала представляться отличным объектом для сооружения гидротехнических сооружений. Кроме того, она была слишком «своенравна» и часто изменяла свое русло, затапливая многие районы – ее следовало «укротить».

В двадцатом веке многие инженеры признали необходимость строительства плотины на Колорадо, a некоторые также предположили, что воды реки можно будет использовать для сельского хозяйства в засушливых районах. Электроэнергетика США быстро развивалась, и вопрос об использовании гидроэнергетического потенциала Колорадо встал особенно остро в 20-х годах.

В 1922 году был представлен первый доклад, который советовал Правительству страны соорудить плотину. Этот проект подразумевал использование каньона Боулдер. Но после геологических исследований русла реки было определено более подходящее место для плотины – Черный каньон.

Единственным серьезным препятствием перед строительством плотины оказались юридические вопросы: как разделить воду реки, которая протекает в нескольких штатах, между этими штатами? В истории американской юриспруденции было немало прецедентов подобных тяжб между заинтересованными штатами.

Поэтому Правительство собрало комиссию из представителей семи штатов, по территории которых течет Колорадо. Это Вайоминг, Юта, Аризона, Колорадо, Нью-Мексико, Калифорния и Невада. В комиссии принимал участие министр торговли Герберт Гувер, и вскоре соглашение было достигнуто.

В 1928 году строительство плотины, которая в проекте имела название «плотина Боулдера», было разрешено и профинансировано. Ниже по течению реки также предполагалось построить еще одну плотину Империал. Дамбу же в Черном Каньоне быстро прозвали Плотиной Гувера.

Ее проект разрабатывал знаменитый строитель плотин Джон Сэвидж, который впоследствии построил плотину Шаста в Северной Калифорнии, Гранд-Кули в Вашингтоне и создал несколько других проектов. Именно он принял решение строить дамбу в форме дуги, которая выпуклой частью смотрела вверх по течению реки. Он заранее предусмотрел возможность автомобильного движения по плотине: в основании ее толщина составляла двести метров, а наверху около четырнадцати.

Строительство плотины

В 1930 году Герберт Гувер стал президентом США и выделил часть денег из бюджета страны на реализацию проекта Сэвиджа. Через год он объявил тендер на строительство плотины с жесткими условиями. Тендер выиграл консорциум под названием «Шесть компаний», который объединял строительные компании нескольких штатов. Возведением плотины руководил инженер Фрэнк Кроу, у которого уже был опыт в постройке плотин.

Это было время Великой депрессии в США, когда у большей части населения страны не было работы и денег. Многие стремились заработать на строительстве и стали приезжать в ближайший город – Лас-Вегас, который тогда был всего лишь небольшим поселением в пустыне, существовавшим только за счет железной дороги.

По проекту для строителей должны были создать городок Боулдер-Сити, но работы начались раньше на полгода. Людям приходилось жить в лагерях, которые совсем не подходили для жаркой погоды Невады. Условия труда были поистине тяжелыми: приходилось работать в сильную жару (летом температура в Неваде часто повышается до 45 градусов), работы были опасными, а нормального жилья не было. Начались забастовки строителей, в результате чего Фрэнк Кроу уволил почти всех работников и набрал новых. К тому времени Боулдер-Сити был почти готов, и новые строители стали селиться в домах.

Впрочем, работа не стала менее сложной и опасной. Сначала нужно было укреплять стены каньона, чтобы бетонная арка могла опереться на скальные породы. При этом нужно было следить, чтобы камни не падали на работающих внизу – это была самая распространенная причина несчастных случаев на строительстве. Также нужно было отвести русло реки, чтобы осушить место строительства. Для этого были построены две плотины, а в каньоне сделано четыре тоннеля. Далее начались бетонные работы.

При строительстве плотины Гувера применялись новаторские решения: например, плотина состояла из нескольких колонн с трубами, а не была монолитной. Около двух с половиной миллионов кубометров бетона использовалось при строительстве. Тогда это было крупнейшее сооружение искусственного происхождения в мире. Завершалось строительство архитектурным оформлением плотины: как уже было сказано, использовался популярный в то время стиль ар-деко, также можно заметить индейские мотивы в ее облике.

Интересные факты о плотине Гувера

Не всех туристов интересуют подробности строительства дамбы и технические детали, зато есть немало более интересных фактов, связанных с плотиной. Например, при осмотре плотины обратите внимание на часы, установленные в башнях: одни показывают время Горного часового пояса Америки (по нему живет штат Аризона), а другие – время Тихоокеанского часового пояса (для штата Невада). Плотина находится точно между этими штатами, поэтому такие часы стали удобными.

Экскурсоводы часто повторяют, что именно при строительстве дамбы Гувера стали впервые использоваться защитные каски – и неудивительно, ведь во время работы скалолазов камни часто срывались вниз, прямо на рабочих. Еще одна уникальная особенность строительства дамбы состоит в том, что это единственная великая плотина, построенная свободными людьми.

Интересные законы были приняты в городке Боулдер-Сити во время строительства: были запрещены азартные игры, проституция и продажа алкоголя. Кстати, в этом городе до сих пор действует запрет на игорный бизнес, тогда как в соседнем Лас-Вегасе он процветает.

После строительства плотины было образовано огромное озеро Мид. Его интересная особенность – оставшийся после 1983 года след от максимального уровня воды. Такое резкое повышение произошло из-за большого количества дождей на севере США. Удивительно, что затвердевание бетона дамбы происходит до сих пор – таким образом, с каждым годом плотина становится все прочнее. Говорят, что без участия человека она может работать два года без перебоев, и только потом остановится из-за того, что турбины дамбы обрастут водорослями.

Также в документальном фильме «Жизнь после людей» утверждается, что плотина Гувера станет одним из немногочисленных искусственных сооружений, которые простоят десять тысяч лет после исчезновения людей. Вообще плотина Гувера привлекает к себе немало внимания: она часто участвует в съемках сериалов, фильмов, ее используют в компьютерных играх.

Экскурсия на плотину Гувера

Экскурсии на плотину организуются из Лас-Вегаса. Туристов сначала доставляют к подножию сооружения, чтобы можно было осмотреть ее снизу – вид с подножия еще более потрясающий, чем вверху, потому что плотина кажется просто гигантской.

Многие туристические фирмы предлагают после этого совершить небольшой сплав по реке без порогов и опасностей, во время которого экскурсовод расскажет об образовании каньонов и покажет горячие источники и водопады. А после этого можно уже отправляться наверх, на саму плотину. Экскурсия предполагает осмотр внутреннего строения дамбы, посещение туристического центра и сувенирной лавки.

Дамба Гувера на карте США