Большой дворец и фонтаны Петродворца

Петергоф или Петродворец – великолепный садово-парковый ансамбль, находящийся в окрестностях Санкт-Петербурга и известный на весь мир. Посещение Петергофа должно обязательно входить в программу осмотра достопримечательностей северной столицы России для всех туристов...

Большой дворец и фонтаны Петродворца
Большой Петергофский дворец

Петергоф или Петродворец – великолепный садово-парковый ансамбль, находящийся в окрестностях Санкт-Петербурга и известный на весь мир. Посещение Петергофа должно обязательно входить в программу осмотра достопримечательностей северной столицы России для всех туристов. Его называют «столицей фонтанов», в России подобных парков больше нигде нет, в Европе только Версаль может сравниться с Петергофом – ведь он строился по образцу Версаля.

История Петергофа

Идея создать в Петербурге дворец с парком, которые не уступали бы знаменитому Версалю во Франции, родилась у Петра Первого в 1714 году. Он самостоятельно разработал план парка, даже сделал несколько проектов отдельных элементов декора, в том числе фонтанов и некоторых зданий, судя по оставшимся с тех времен рисункам, чертежам и пометкам царя.

Резиденция Петра Первого строилась очень быстрыми темпами, которые сегодня только изумляют. Уже в 1723 году Петергоф был торжественно открыт. Название ему было дано на голландском языке, оно переводится как «дом Петра». Ко времени открытия дворца и парка верхние палаты уже были сделаны, построен Марлинский дворец, двадцать деревянных галерей, павильоны, Большой каскад и шестнадцать фонтанов.

На фонтанах, аллеях, террасах установили позолоченные, алебастровые и мраморные статуи и вазы. Везде были рассажены деревья и кустарники, за которыми тщательно ухаживали садоводы. В вазах и кадках сажали редкие растения, которые прекрасно дополняли общий вид садов Петродворца.

Таким образом, за несколько лет в Петербурге появилась замечательная приморская резиденция, которая была готова поспорить по своему великолепию и роскоши с французскими, итальянскими и немецкими парковыми ансамблями. Только новая русская столица вызывала не меньше удивления у иностранцев, чем Петергоф.

В 1730 году Анна Иоанновна, которая желала видеть себя достойной преемницей Петра, начала новый круг работ по строительству Петергофа. В это время в строительстве участвовал один из наиболее талантливых русских архитекторов восемнадцатого века Земцов. Ему удалось воплотить в жизнь прекрасные художественные мысли, которые, по словам искусствоведа Курбатова, уже витали в среде мастеров Парижа.

Тяжелым испытанием стала для Петергофа Великая Отечественная война. В 1941 году в город ворвались войска Гитлера и через три дня Петергоф был захвачен. Немцы находились в городе до 1944 года, за это время они успели уничтожить большинство художественных ценностей дворца и парка. В парке вырубили множество деревьев, здания были полуразрушены и разорены, уничтожены мосты и павильоны. Особенно большой урон нанесли Верхнему саду и Нижнему парку, а Большой дворец был просто взорван и сожжен. Пострадали Большой каскад, Эрмитаж, «Шахматная гора», «Золотая гора», Монплезир.

После окончания войны жители сумели за год восстановить часть парка, который в 1945 году уже был открыт для прогулок. Еще через год 38 водометов в центре парка были введены в действие. Постепенно Петергоф восстанавливался: в 1947 году перед Большим каскадом поставили знаменитую группу из бронзы «Самсон, раздирающий пасть льва».

Дворцы Петергофа

Большой дворец Петергофа был построен к 1721 году и назывался тогда Верхние палаты. Вид у него был довольно скромный по сравнению с нынешним дворцом, который восхищает своей роскошью, торжественностью и красотой стиля барокко. Современный облик дворца был создан архитектором Растрелли в 1754 году.

Верхний дворец – центр архитектурной композиции парка. Он представляет собой здание из трех этажей с галереями, стоящее на краю террасы и имеющее длину триста метров. Центральную часть Верхнего дворца украшает щит с монограммой Петра Первого, крыша украшена позолоченной вазой, а по бокам от центрального корпуса находятся Церковный и Гербовый корпуса с фигурными куполами.

Внутри Верхний дворец еще красивее: интерьеры отделывали талантливые русские мастера, художники, скульпторы, резчики, паркетчики. Парадные залы украшены резьбой по дереву, множеством зеркал, плафонами, паркетами и изящной резной мебелью. Эти роскошные интерьеры позволяют посетителям перенестись в эпоху Петра Первого: здесь даже остались личные вещи и мебель царей, которые жили в Петергофе.

Среди самых красивых залов Верхнего дворца достойное место занимает Танцевальный зал, в котором ощущение простора достигается при помощи зеркал, отражающих свет из больших окон. Интересен Чесменский зал, в котором расположена выставка картин, посвященных победе русских войск в русско-турецкой войне.

Очень необычны и оригинальны китайские кабинеты – комнаты в восточном стиле, украшенные фонарями, драконами и другими мифологическими существами. Самый большой зал дворца – Тронный, здесь главным элементом декора выступают портреты Петра, его родственников и других царей. У восточной стены зала стоит тронное кресло восемнадцатого века. И, наконец, обязательно надо зайти в дубовый кабинет Петра Первого, который был точно воссоздан и является исторической реликвией. Здесь стоит мебель, типичная для начала восемнадцатого века, а многие предметы – глобус, походные часы, чернильница, шандал – являются подлинными вещами 1720-х годов.

Другой красивый дворец Петергофа называется Монплезир, он стоит на самом берегу Финского залива – Петр сам выбрал это место, чтобы из дворца можно было увидеть проходящие мимо корабли. Это здание – легкое, изящное, почти воздушное, с запада и востока к нему примыкают две галереи, а в центре находится Парадный зал.

В Монплезире находится Морской кабинет Петра со старыми навигационными инструментами и панелями, изображающими корабли начала восемнадцатого века. Перед дворцом находится Морская терраса, с которой открывается вид на залив и Кронштадт. Монплезир был любимым дворцом Петра Первого, поэтому он и назвал его «Мое удовольствие».

Дворец Марли тоже имеет французское название – оно было заимствовано у резиденции французского короля. Это квадратный дворец с двухэтажным фасадом, изящными балконами с коваными решетками и скромными интерьерами. Комнаты дворца сохранили быт старинной царской усадьбы. Здесь хранилась часть гардероба Петра Первого, его подарки, мебель и различные предметы быта.

Эрмитаж располагается симметрично дворцу Монплезир, это нарядное двухэтажное здание – маленький, но уютный дворец, из тех, что были в моде в то время в Европе. Они предназначались для уединения монархов или для общения с особо близкими людьми. Эрмитаж в Петергофе был первым подобным дворцом. Его отделка производилась уже после смерти царя, но по его замыслу. В середине восемнадцатого века Растрелли переоформил интерьеры, после чего никаких существенных изменений в его облик не вносили.

Фонтаны Петергофа

Парк Петергофа можно без преувеличения назвать музеем фонтанного искусства восемнадцатого века. В нем представлены фонтаны различных стилей: барокко, классицизм, поздние интерпретации стилей. Это фонтаны различных форм, размеров и видов, есть одноструйные и многоструйные фонтаны, столпы и колокола, чаши, парные и сгруппированные фонтаны – но ни один из них не повторяется, каждый воспроизводит свой рисунок струй. Фонтаны в Петергофе работают каждый день с мая по октябрь до пяти часов вечера.

Центр фонтанной системы Петродворца – это Большой каскад, настоящий памятник барокко: обилие воды, богатство декора, разнообразие водометов, композиционное единство. В центре находится нижний грот с пятью арками, площадка перед гротом ограничена двумя каскадными лестницами.

В центре стоит фонтан под названием «Корзина», вода из которого течет по трем ступеням в ковш. Большой каскад строился более ста лет: в 1715 году был прорыт канал, в 1716 году построили Нижний грот, постепенно фонтан украшали раковинами и камнем, потом поставили скульптуры. В 1721 году был произведен пробный пуск воды, вскоре состоялся и торжественный пуск фонтанов. Хотя Большой каскад уже действовал, работы над ним продолжались. После смерти Петра появился фонтан «Самсон», потом был переделан грот.

В 1734 году было решено построить фонтанную группу «Самсон, разрывающий пасть льва» в честь 25-летия разгрома шведов под Полтавой. Через два года фонтан заработал, но уже через десять лет потребовал реставрации. В девятнадцатом веке его дважды ремонтировали.

Другая скульптурная группа под названием «Нептун» была спроектирована скульпторами Швейгером, Риттером и Эйслером для немецкого города Нюрнберга. Ее так и не установили, поэтому в конце восемнадцатого века фонтан купил Павел Первый. Бассейн этого фонтана похож на большое зеркало, в середине которого находится постамент с бронзовой фигурой Нептуна.

В саду Монплезира установлены живописные фонтаны «Колокола», украшенные позолоченными статуями Фавна, Вакха, Психеи и Аполлино. На берегу пруда около Марли тоже стоят четыре фонтана: это младенцы-тритоны держат чаши над головой, струи воды сливаются по ее краям и покрывают фигуры прозрачной пеленой. Немало фонтанов в Петергофе не имеют скульптурного оформления: это террасные фонтаны, расположенные перед дворцом с обоих сторон от Большого каскада. Также в Монплезирском саду есть фонтан «Сноп» со струями, которые вылетают из постамента, как колосья.

Перед каскадом Драконов находятся оригинальные римские фонтан, служащие входом в партер. Они представляют собой постамент, на котором стоит чаша из мрамора, над ней повторяется такая же чаша с пьедесталом меньшего размера. Петр Первый особенно любил так называемые фонтаны-шутихи. Например, в Петергофе есть фонтан «Зонтик» – навес в виде массивного столба с расписным «цветком». Как только кто-то входит под навес, сразу же образуется водяная стена по краю этого «зонта», и выйти сухим оттуда уже невозможно. Есть интересный фонтан-шутиха «Диванчик»: это садовый решетчатый диван, типичный для парков. Но как только кто-нибудь подходит к нему, чтобы присесть, образуются водяные струи, смыкающиеся над головой.