Такси – так же, как и станции метро, внешне все на одно лицо – Toyota Camry. И такие же разные внутри, какие загажены насмерть, а где-то чистенько, притом, что цвет обивки салона везде светлый. На задней части переднего пассажирского сидения расположено некое устройство, что-то вроде пульта, с помощью которого вам предлагают оценить качество работы такси по 5-ти пунктам.
Ну, ту уж смотрите сами, изучать меню этой штуковины, голосовать и не париться по поводу лишних тугриков или бдить за ушлым таксистом. Почему, поймете дальше по тексту. Таксисты все в форменной одежде, большинство при галстуках. Все такси оборудованы таксометрами. Посадка – AED 3, таксометры работают в дневном и ночном режимах, ночью посадка 3,5 дирхама, при остановке на светофоре или в пробке переходят в режим ожидания, т. е. начисление денег за поездку приостанавливается, расчет почти всегда по счетчику, сдачу также выдадут с точностью до дирхама, однако от чаевых не откажутся, если не оговорено иное.
У нас один раз случилось иное (см. ниже описание раздела «иное»). В общем, таксисты там, возможно, внешне выглядят немного презентабельнее, форма, галстук, вежливые, улыбаются, шансон и арабские народные не заводят, но как и везде, пытаются заработать ну, скажем вежливо, чуть-чуть побольше, пользуясь незнанием туристов.
При этом степень раздолбайства, также как и у нас, сугубо персональна. Да, большинство в форме и при галстуке, пристегивается т. е. полный ales in ornung, а кто-то даже не в форме и о ремне безопасности, возможно, что-то видел в американском кино. Что поделать, все люди разные, однако! Чтобы избежать ситуации «поехали, поехали, брят, а дорогу покажешь ?!», лучше взять на ресепшн в гостинице местную карту, она хоть и экскурсионная и географию отражает относительно, но пунктом назначения не ошибётесь, или распечатать из нета подробную карту местности.
Как показала практика, даже взятое из проспектов название улицы или нужного объекта не всегда вызывает понимание у таксистов, даже в напечатанном английском названии, не говоря о произношении. Неправильный английский индуса с неправильным английским русского вызывают в памяти только кадры из фильмов, где пойманному товарищу тычут в нос карту и вежливо, но убедительно, размахивая шмайсером, просят указать на карте нужное место, т. е. целеуказание с помощью пальца и карты помогает преодолеть языковой барьер к обоюдному согласию сторон.
Выяснилось, что «брят, дорогу покажешь» практикуется и здесь. Находясь в районе Deira рядом с рыбным рынком, попросил встречно офисного вида индуса в очочках и при галстуке рассказать, как проехать в торговый центр «Deira city mall», расположенный в этом же районе. Получил подробнейшую консультацию как и куда поехать и даже где лучше поймать такси.
Поскольку разговор происходил над выходом из тоннеля, проложенного под проливом, разделяющим районы Bur Dubai и Deira, вопрос, где поймать такси оказался не праздным. Однако лень, как всегда, победила. До правильной точки старта надо было шагать метров 300, а рядом оказалась парковка такси. Опрос местных индусов таксоидного вида результата не дал, хотя их там толпилось человек 7-8, никто не знал ничего о таком торговом центре. Кроме того, в городе есть ещё одна военная хитрость – обозначений названий улиц на домах, в большинстве случаев, просто нет, не говоря уже о такой глупости, как номер дома, почти как в Зеленограде, но там есть хотя бы нумерация корпусов.
Отправной точкой является название района и название требуемого объекта внутри района. Таким образом, попадание в нужное место происходит весьма условно. Особенно это касается старого Dubai, например распросы местных о поиске Souk (т. е. рынка) на улице Al Kabir увенчались успехом примерно с 4 попытки, притом, что мы находились всего в 100 метрах от неё.
Если же вы оперируете объектами – район, торговый центр, музей, рынок, автостоянка, отель, станция метро и пр., процесс поиска нужного объекта идет гораздо веселей. Не обошлось тут же и без встречи с соотечественниками, которые, не упустили возможность поделиться впечатлениями дня. Однако делу революции это помогло мало и, в результате, пришлось ловить такси не на нужной стороне, чем и воспользовался ушлый водила.
Вот тут и случился пункт из раздела «иное». Таксист начал интенсивно трясти головой, жестикулировать и убеждать нас в том, что очень неудобно и далеко ехать, и что это сложное дело меньше чем за 30 дирхам ну никак не решить. Понятное дело, если таксист договаривается мимо счетчика, это дороже, но сумки и усталость сделали свое дело и мы поехали.
Однако наглость наглостью, а счетчик не включить, видимо, закон не велит, поэтому счетчик, как положено, был включен и насчитал к моменту приезда AED16, правда, с ловкостью фокусника был моментально выключен. Конечно, договор есть договор, но они же сами любят торговаться. В результате прений было заплачено вместо 30 дирхам только 25.
Вывод: договариваться выгоднее по счетчику, чем на конкретную сумму, хотя тоже надо держать ухо востро. Здесь тоже есть любители, готовые, пользуясь незнанием клиента, прокатить его, например, из Ясенево в Чертаново через Медведково. Один такой бодрячок, подъезжая к нужному нам повороту в несильной пробке, проскочил поворот в последний момент, поехав прямо, ссылаясь на «bad traffic”. Поскольку знание нужного поворота было, а следующий нужный поворот мы на карте как-то не удосужились посмотреть, созерцание петли, которую этот хмырь загнул в беспробочном варианте, обошлось, я думаю, дополнительно дирхам, эдак в 20. Как я уже говорил, при остановке машины таксометр перестает начислять плату за проезд, поэтому таксисту выгоднее всегда двигаться.
В таком случае, если вы точно знаете, что это именно ваш поворот, а до следующего ехать и ехать, дешевле расплатиться, пройти 100 метров назад и взять другое такси. В Дубае развязки устроены так, что иногда до разворота можно ехать километров 10, с другой стороны, отсутствие препятствий на главных дорогах позволяет перемещаться довольно быстро. В дневные часы и ближе к 10 вечера по скоростной Sheikh Zayed Rd вполне спокойно можно ехать со скоростью 120 км/ч, хоты ближе к 6 вечера из района Deira в район Al Barsha, где мы жили, быстрее и дешевле доехать на метро. Такси обойдётся примерно в 60 дирхам, метро – 6,5 с человека.