В 5-7 веках на южных и центральных территориях современного Вьетнама существовало королевство Чампа, состоящее из 5 крупных княжеств. Это государство обладало высокой культурой, находившейся под сильным индуистским влиянием, и собственной оригинальной письменностью.
Начиная с 10 столетия Чампа столкнулась с давлением ее северного соседа Дайвьета (современный Вьетнам). Подвергнувшись экспансии, Чампа была вынуждена отдать огромные части своей территории, а после потери столицы Виджайи в 1471 году началось постепенное поглощение Чампы Вьетнамом.
Ослабление индуистского влияния привело к тому, что около трети чамов стали исповедовать ислам. Последнее чамское княжество Пандуранга было присоединено к Вьетнаму в 1832 году. За 180 лет прошедших с момента национальной трагедии, чамы были подданными трех разных политических режимов: монархии дворца Хью, Республики Южный Вьетнам и Социалистической Республики Вьетнам.
При монархии Хью вьетнамцы были толерантны к малым народам и до середины 20 века никак не вмешивались в традиционный уклад чамской жизни. В 1955 году правительство новой республики Южный Вьетнам упразднило статус «королевского домена», и вскоре после этого Сайгон стал колонизировать вновь открытые земли. Очень скоро вьетнамцы стали большинством населения региона, а этнические меньшинства оказались на грани выживания.
Сегодня все, что осталось от древнего королевства – это различные археологические памятники и две группы населения – примерно 700 000 горцев центрального Вьетнама и примерно 130 000 чамов в Южном Вьетнаме, а также диаспоры чамов в Камбодже, Малайзии, Тайланде, Америке и Европе.
Башни Пошану
Чамские башни Пошану (Tháp Chăm) являются одной из наиболее интересных культурных достопримечательностей, расположенных в окрестностях Фантхьета (Phan Thiết). Эти башни представляют собой три индуистских храма (храм коровы, храм солнца и храм принцессы Пошаны), построенных в VII веке. Эти храмы до сих пор являются действующими.
Храм принцессы
Наиболее впечатляющей частью Чамских башен является храм принцессы Пошаны (Pô-Sha-Nư). В этом храме располагается алтарь больших размеров, на который нанесены изображения мужского и женского начал – начал, которые дают жизнь всему в этом мире. С древних времен известна легенда, что если дотронешься до каменного символа, до глубокой старости будешь обладать недюжинной мужской силой. Сколько поколений из века в век дотрагивались до этого камня – он отполирован до блеска!
Храмовый комплекс По Нагар
Храмовый комплекс По Нагар в Начанге – главная историческая ценность города. Башни стоят на гранитном холме на левом берегу реки Кай, к северу от центра. До них можно доехать по любому из двух мостов. Башни были построены между VII и XII веками на месте более древнего чамского святилища, существовавшего со II века.
Войти вхрам По Нагар можно с восточной стороны, вас встретят 10 колонн и лестница, ведущая к башням. В древности под Чамскими башнями находился зал медитаций, где следовало настроиться на предстоящие молитвы в храме. Раньше храм состоял из 10 башен, к сожалению, сохранились только четыре – Северная, Центральная, Южная и Западная.
Каждая из Чамских башен имеет отдельный смысл:
- Северная башня достигает 23 метров. Над входом в нее изображен танцующий четырехрукий Шива в окружении музыкантов. Когда-то внутри нее находился золотой лингам – фаллический символ бога Шивы, но он был похищен и увезен кхмерами в Камбоджу. В Северной башне установлена каменная статуя богини Умы с десятью руками
- Центральная башня привлекательна серебряными алтарями и интересной архитектурой.
- Южная башня посвящена Шиве, главная достопримечательность башни лингам – животворящий фаллический символ.
- Северо-западная башня частично разрушена, она посвящается божеству Ганеше и отличается богатыми декоративными элементами.
На улице вы можете отличить чамов от вьетнамцев по более смуглой коже и волнистым волосам, распущенным у женщин и собранным на затылке в пучок у мужчин, часто носящих также усы и бороду.