Голоса Лео Нуччи, Пласидо Доминго, Тейлора Флеминга звучали в залах этого «крылатого» здания. «Аида», «Тоска», симфонии Прокофьева, Бетховена и Верди заставляли рукоплескать тысячи людей, тонких ценителей не только прекрасной музыки, но и прекрасных залов. Сиднейская опера, возведенная в 1970-ых годах, в 2013 году отмечает свой юбилей – 40 лет.
Опера: проект и начало строительства
Мечты о подходящем месте для масштабных театральных постановок Юджин Гуссенс, директор консерватории, лелеял еще с конца 1940-ых годов. Принимающий зал Сидней Таун, в котором тогда и проходили все значимые постановки, не был достаточно большим. Только в начале 1954 года Гуссенс смог перетянуть на свою сторону премьера Джо Кэхилла.
Они долго не могли договориться, где же будет возведен будущей всемирно известный оперный театр. Кэхилл соглашался выделить место недалеко от Виньярда и Сиднейского моста – и все же смог настоять на своем. Для воплощения шедевра архитектуры был выбран Йорн Утзон из Дании, проект которого в стиле позднего модерна и был впоследствии воплощен в жизнь.
37-летний архитектор из далекой северной страны подошел к делу воплощения проекта радикально. Он предложил столь футуристичное здание, что даже ожидал непонимания со стороны австралийских властей. Но и премьер, и глава консерватории, и даже просвещенная общественность с восторгом отнеслись к идее здания с большими крыльями-лепестками, словно бы распускающимися на солнце. Проектирование и строительство внешних стен здания заняло целых 8 лет.
Это произошло из-за того, что Утцон не шел на уступки в отношении материала облицовки верха здания. Специальная плитка была, в конце концов, готова, а монтаж занял около 3 лет. Правда, некоторые изменения в дизайн проекта все же были внесены: компания по радиовещанию ABC Нового Южного Уэльса добилась переделки одного зала в концертный. Причиной стала популярность у аудитории симфонических концертов, которые публика с удовольствием слушала по радио.
Сиднейская опера сегодня
Главной отличительной чертой Сиднейской оперы является ее крыша. Более миллиона плиток азулежу (португальские керамические изразцы) белого и кремового цветов создают уникальную игру света в лучах солнца или иллюминации. Плитка уложена так, что со стороны крыша кажется абсолютно гладкой. Кровлю постоянно чистят от грязи и пыли.
Внутри опера содержит два крупных зала: концертный и оперный. Именно они расположены под высокими сводами. Первоначально возникла проблема, так как слишком большая высота потолков не отвечала требованиям акустики залов. Но она была решена созданием отдельных потолков, которые отражали звук должным образом.
Интерьер является очень изысканным: розовый таранский гранит, дорогое дерево и превосходно отделанная фанера создают атмосферу действительно уникального места. А перед началом представления можно отлично поужинать в ресторане Беннелонг, правда, места нужно заказывать заранее. Сейчас многие оперные коллективы и мировые знаменитости почитают за честь выступить на сцене Сиднейской оперы. Проект, который потребовал для воплощения 102 миллиона долларов, стал одним из символов века. Теперь он является полноправным участником списка зданий, входящих в мировое культурное наследие Unesco.
А сам Утзон, который начинал с бюджета в 7 миллионов, но сумевший добиться многократного увеличения финансирования из-за умения вдохновить общественность своими идеями, в 2003 году был удостоен Притцкеровской премии. Это самая известная премия в области архитектуры, врученная за одно из самых красивых зданий современности.