Альянс авиакомпаний Star Alliance

История знает примеры объединений авиакомпаний в союзы. Например, партнерство нидерландского перевозчика KLM и американской авиакомпании Northwest Airlines. Но все они сотрудничали в тесном кругу и вскоре прекращали свою деятельность. Ситуация изменилась коренным образом в мае 1994 года, когда несколько авиакомпаний решили объединиться и создать первый в мире авиационный альянс. Тогда, 14 мая состоялось подписание соглашения, согласно которому Air Canada, United Airlines, Scandinavian Airlines, Lufthansa и Thai Airways International объединили свои усилия и создали Star Alliance. Как результат, сегодня этот союз является крупнейшим в мире и наиболее весомым, объединяющим более 50 авиаперевозчиков – полноправных партнеров и аффилированных.

История создания Star Alliance

Такое тесное партнерство не могло остаться незамеченным и союз заподозрили в проведении неконкурентной политики. Европейский Союз инициировал проведение проверки. Итогом расследования стали развитие конкуренции и строгий механизм вхождения новых авиакомпаний в союз, что не позволило гигантам на рынке авиаперевозок создать единую корпорацию. Образование Star Alliance является значимой вехой в истории развития авиации и послужило толчком для становления аналогичных партнерств, которые появились немногим позже – Oneworld и SkyTeam.

Спустя семь лет после образования, в 2004 году, Star Alliance сделал акцент на развитие региональной концепции. Благодаря этому шагу, союз смог выйти на местные рынки с участием локальных авиаперевозчиков. При этом обязательным условием является поддержка локальных компаний полноправными участниками союза. Таким образом Star Alliance стал самым крупным и значимым авиационным альянсом в мире. Сегодня он занимает третью часть глобального рынка пассажирских перевозок. В штате альянса состоят почти полмиллиона пилотов, бортпроводников и других сотрудников данной сферы.

Star Alliance отвечает своему статусу не только благодаря тому, что стал успешным пионером в этой области. Например, влиятельная британская консалтинговая компания Skytrax, которая специализируется на оценке качества предоставляемых услуг, в 2007 году признала альянс лучшим в мире.

Этапы становления альянса

Если в 1997 году в альянс входило всего пять авиакомпаний, то уже спустя два года к ним присоединились японские авиалинии All Nippon Airways и авиакомпании южного полушария – Ansett Australia и Air New Zealand. Через год – еще семь авиаперевозчиков Европы, Азии и Южной Америки и далее, каждый год, количество участников альянса только продолжает расти. При этом некоторые становились участниками альянса в составе уже имеющихся коалиций, как, например, группа австрийских авиалиний Austrian Airlines, в составе которой было три перевозчика. Или входили в союз при поддержке уже действующих участников, как Adria Airways и Croatia Airlines, протекцию которым составила знаменитая Lufthansa. Таким образом постепенно авиационный альянс охватил весь земной шар. Сегодня карту маршрутов составляют 193 страны, в которые выполняются регулярные пассажирские перевозки.

Для удобства своих пассажиров и в целях охвата максимального количества крупных международных аэропортов, Star Alliance имеет свои представительства в значимых транспортных узлах мира. Первый в Европе по загруженности и второй в мире – терминал 1 аэропорта Хитроу (Лондон, Великобритания), третий терминал пекинского аэропорта, самого крупного в Китае. Кроме того, альянс присутствует в таких крупных международных аэропортах, как Нарита (Токио), в Сан-Франциско, Каире и Майами.

Символика альянса

Отличить участников глобального альянса очень легко. Во-первых, логотип содружества всегда должен быть на входной двери каждого самолета с обеих сторон. Во-вторых, фирменные цвета. Участник союза должен использовать белый и черный цвета на нескольких свои самолетах: фюзеляж белого цвета с крупной надписью названием Star Alliance и хвост, выкрашенный в черный цвет с размещенным на нем логотипом. Не весь транспортный парк, но часть из него обязаны соответствовать этим требованиям. Первым участником, который выполнил данные требования, стали азиатские авиалинии Asiana Airlines.

Помимо внешних признаков, участники Star Alliance используют фирменные цвета и логотип альянса в своей печатной и рекламной продукции.

Преимущества, предоставляемые пассажирам Star Alliance

Партнеры авиационного содружества ежедневно выполняют более 21 тысячи пассажирских рейсов. И это только регулярные перевозки. Совокупный пассажирооборот превышает несколько сотен миллионов человек в год.

Для удобства своих пассажиров и в целях улучшения качества обслуживания, альянс разработал следующие принципы работы:

  • интегрированные программы лояльности. Каждый участник бонусной программы любой авиакомпании альянса имеет право на использование премиальных миль на всех рейсах, выполняемых союзом. Мили можно использовать для получения бесплатных авиабилетов, улучшения класса обслуживания (например, переход в бизнес или первый класс), увеличение нормы провоза багажа, получения привилегированного статуса часто летающего пассажира и прочее.
  • минимальное стыковочное время между транзитными рейсами.
  • специальные предложения и скидки для кругосветных путешественников и совершающих аналогичные полеты.

Авиакомпании, входящие в альянс Star Alliance